Тина (tina_luchina) wrote,
Тина
tina_luchina

Categories:

Назад в прошлое

Заразившись от il_ducess семейно-исторической лихорадкой решила посмотреть что ж я такого могу написать о своём городе 70- 80. Оказывается много. Но пока смотрела информацию о своём времени переключилась на совсем другое.. Думаю куда более интересное. Город моего пра-пра-пра ( я не знаю толком сколько пра)дедушки. Вернее тогда ещё даже не город.Начну из далёкого прошлого. Настолько далёкого насколько могла вытащить обрывки фраз и рассказов из дедушки и бабушки. Что то из воспоминаний мамы и прочих родственников по маминой линии. Времена были советские и купеческое прошлое рода могло сослужить плохую службу. Поэтому не рассказывали особо. Теперь жалко что не настояла, но вернуть нельзя уже.. Но перейдём к "вкусному".
 Итак, как я уже обмолвилась, род был купеческий. Пращур моего дедушки был купцом. 
Расположились владения на собственной земле, современная  Ржевка - Пороховые. Так как рассказ не о моей семье вернёмся к географии города....
 Современное название получилось из слияния двух, и это понятно из названия, территорий : Ржевки и Пороховые.

  На территории Пороховых была то ли деревня, то ли просто поселение Ильинское. Потом это поселение станет зваться Ильинской слободой. По имени святого которому тут церковь выстроили.  Топоним Ильинская слобода единственные который остался в статусе Питера.  Территориально ул. Ильинская слобода находиться сейчас от шоссе Революции до Лупповского моста. Официально стала носить такое имя  с 1896 года .
  
 Но по порядку. (Если кликнуть на какую-нибудь картинку, то она откроет в новом окне или историческую более подробную справку или большее кол-во фото.)

 Почему Пороховые? Очень просто : в 1715 году Пётр I основал в этих краях пороховой завод. От этого завода и повелось название местности Пороховые.
 Строили завод для обеспечения русской армии в войне со Швецией за выход к Балтийскому морю на реке Охте при впадении в нее реки Луппы (современная Лубья) был построен пороховой завод - "Пороховая мельница".
 Надзор за строительством вел генерал-фельдцехмейстер Яков Брюс. 

Охтинский пороховой завод. У плотины. Фото 1912 г. 
Охтинский пороховой завод. У плотины. Фото 1912 г.
 
Пороховая мельница сначала приводилась в действие водою, для чего на реке Охта была построена деревянная плотина. Благодаря которой уже с середины XVIII века завод стал крупнейшим промышленным предприятием Петербурга - по тем временам, хорошо оснащённым и в достаточной степени механизированным за счёт водной энергии.  

Охтинский пороховой завод . Производственно-складские здания.

Охтинский пороховой завод .Производственно-складские здания.

А как русскому человеку без храма? Никак. И вот, спустя два года после перевода с Городского острова к реке Охте порохового завода, в 1717 году, была выстроена  Первая деревянная Ильинская часовня, в честь пророка Илии.

Фотограф Бобров М. С. 30 Сентября 2007 г
 
Первая церковь Святого Илии была сооружена в 1742-1743 годах по проекту Ивана Шумахера (нет, это не гонщик Формулы-1 и даже не пращур его) . Впоследствии она неоднократно перестраивалась. Нынешняя церковь, построенная в 1800-е годы по проекту архитектора Федора Демерцова, дошла до нашего времени тоже не в первозданном виде. 

История завода не ограничилась малым периодом петровского времени.
Первые ворота — деревянные — появились в XVIII веке в качестве проходной пороховых заводов. Под сводом был установлен колокол, заменявший заводской гудок. В 1806 году заводы посетил Александр I, и арку перестроили в камне для торжественной встречи императора. Тогда ворота и получили свое название — Александровские.
 

  В боковых помещениях сохранились остатки печных дымоходов. В 2010 г. все проёмы, открытые ещё в 2009-м , заложены кирпичом.

Автор фото http://gadkaya-mau.livejournal.com/profile


В наше время был установлен памятник с бюстом Петра I, барельефом, изображающим изготовление пороха, и мортирами. Надпись на памятнике гласит: "16 июля 1715 года основан Охтинский пороховой завод"

  Была ещё одна церковь: святой мученицы Параскевы Пятницы. Деревянную часовню возвели на месте, где находился придел  во имя Дмитрия Ростовского храма Ильи Пророка, построенного по проекту Шумахера, и разобранного после строительства  нового каменного храма. Часовню освятили во имя мученицы.
Во время реконструкции Пороховых заводов в 1832-1834 годах на месте деревянной часовни по проекту архитектора А. Е. Шауберта в память первого Ильинского храма возвели новую каменную часовню, вновь освятив ее  во имя святой Параскевы. В 1881 часовню расширил архитектор  Н. В. Лиссопадский.

Часовня вмц. Параскевы Пятницы на Пороховых. Гравюра XIX в.

Часовня вмц. Параскевы Пятницы на Пороховых. Гравюра XIX в.

В 1887 году   Р. Р. Марфельд сделал вокруг часовни крестообразную пристройку, средства на которую выделил  действительный статский советник В. Я. Яковлев.

В 1896-1897 годах П.И.Гилёв перестроил часовню  в храм.

Во второй половине XIX века св. Параскева чтимая ранее  в основном простым людом, считавшаяся «бабьей заступницей», стала почитаться всеми сословиями. Храм славился исцелениями. В Ильинскую пятницу (пятница перед  днем  Ильи Пророка ) съезжалось  множество людей.

Храм был закрыт в 1929 году, а в 1936  снесен.

Это что касаемо  Пороховых.

Ржевка.

Округ назван по названию одноимённого исторического района, расположенного на левом берегу реки Большая Охта, севернее Пороховых.

Название «Ржевка» происходит от Ржевской слободы, возникшей в 1730-х и названной по имени владельца земли капитана Ржевского. В XIX веке -  дачная местность. В середине XIX века в этом селении было уже около двадцати дворов.
Во второй половине XIX века в районе Ржевки оборудован артиллерийский полигон Морского ведомства, на котором испытывались артиллерийские системы, изготовленные на Обуховском сталелитейном заводе.  
В 90 -х годах  XIX века через Ржевку прошла Ириновская железнодорожная ветка.

Ириновская ж/д. Станция Большая Охта. Ирииновская железная дороога — уникальная частная узкоколейная магистраль (ширина колеи 750 мм), построенная в конце XIX века в окрестностях Санкт-Петербурга. Начиналась от Охтинского вокзала на берегу Невы в район

Ириновская ж/д. Станция Большая Охта.

Ири́новская желе́зная доро́га — уникальная частная узкоколейная магистраль (ширина колеи 750 мм), построенная в конце XIX века в окрестностях Санкт-Петербурга.

Начиналась от Охтинского вокзала на берегу Невы в районе Панфиловой улицы и тянулась к Ириновке (недалеко от Рахьи) и далее к Борисовой Гриве. Строительство проведено по инициативе барона Корфа, чье имение находилось в Ириновке. Дорога была предназначена как для перевозки пассажиров, так и для грузовых перевозок, в частности торфа, который добывался на принадлежащих Корфу торфяниках и служил топливом для появившихся к тому времени электростанций.
Сейчас по городскому участку бывшей дороги проходит Ириновский проспект.

  Здание вокзала станции Ржевка

Здание вокзала станции Ржевка

Станцию тут строили не просто так. Во второй половине XVIII века в северо-восточной части Санкт-Петербурга начали раздавать участки для строительства дач. Жерновка являлась одним из таких районов, где развивалось дачное строительство. Само название произошло от деревни, располагавшейся на левом берегу реки Жерновки при впадении ее в Охту.

Извозчик, обслуживавший пассажиров по маршруту «Охта-Пороховые». 1910-1912. Фото С.Антоневича
Извозчик, обслуживавший пассажиров по маршруту «Охта-Пороховые». 1910-1912. Фото С.Антоневича

В тридцатые годы XIX века по данным карт окрестностей Петербурга в деревне Жерновка насчитывалось более десяти домов. В 1970-е годы эта деревня фактически исчезла в результате застройки района Ржевка-Пороховые. Название деревни сохранилось в наименованиях улиц (1-6 Жерновские улицы), а также в имени бывшей усадьбы Безобразовых – «Жерновка», которая сохранилась до наших дней.

 

Вот как описывали усадьбу в 1920х годах:

"Ещё года два назад в ней цела была и обстановка, и вся внутренняя отделка. И хотя теперь исчезла мебель, пропали зеркала, штукатурка с росписью, но всё же по остаткам мы можем судить о всём былом великолепии этого загородного дворца".

Фото Сергеевой Юлии

В 1950 году усадьба была взята под охрану государства как архитектурный памятник. В 1973 году здание отдали предприятию "Оргпримтвёрдосплав", которое обязалось привести его в порядок. Были снесены поздние постройки, проведена реконструкция здания. Работы продолжались около 10 лет: расчищен пруд, вокруг высажены новые деревья. Из пяти парадных помещений восстановлены два: центральный парадный зал и спальня. В 1983 году журнал "Ленинградская панорама" писал:

"... В зоне разрыва жилья от промышленных районов, вдоль живописного берега реки Охты, будет воссоздан, как это и было здесь в конце XVIII столетия, пейзажный парк, украшением которого станет восстановленный реставраторами замечательный памятник архитектуры - усадьба Жерновка. Всё это позволит создать полноценную среду обитания".

До сих пор эти планы не реализованы. При застройке района Ржевка-Пороховые в начале 1980х годов была засыпана речка Жерновка, давшая название усадьбе.

Существующие ныне площадь Ржевка и улица Ржевская ведут свои названия от Ржевской слободы.

 Название «Ржевка» также носит станция на Ириновской линии Октябрьской железной дороги и аэропорт.
 Раз на Ржевке жили и работали люди надо было как то добираться до туда. Были пущены трамваи.

Иллюстрация из книги Леонида Москалёва "Ириновский подъездной путь" фото 1926 года




Иллюстрации из книги Леонида Москалёва "Ириновский подъездной путь" фото 1926 года

Осенью 1941 к северу от  жилого района сооружён аэродром «Смольное» (ныне аэропорт «Ржевка»), который с декабря 1941 стал главной авиабазой транспортной авиации, доставлявшей грузы в осаждённый Ленинград. Здесь базировался также 286 истребительный авиационный полк.  После снятия блокады до 1948  — основной аэропорт Ленинграда. Полёты совершались в Москву, города Урала, Крайнего Севера и др. С вводом в строй восстановленного аэропорта «Шоссейная» (с 1973 называется «Пулково») с аэропорта «Ржевка» совершались в основном почтово-санитарные рейсы. Ныне аэропорт располагает самолётами и вертолётами, которые выполняют пассажирские перевозки, сельскохозяйственную, санитарную, аэрофотосъёмочную и прочие работы.

Некогда крупный аэродром, даже аэропорт с местными авиалиниями. А ныне - всего лишь стоянка-склад Всеволожского завода Форд. Ситуация к сожалению не уникальная. Малая авиация в России еле жива.


Некогда крупный аэродром, даже аэропорт с местными авиалиниями. А ныне - всего лишь стоянка-склад Всеволожского завода Форд. Ситуация к сожалению не уникальная. 
 
КП пишет интересно о истории аэродрома

С концом 1970 х район стали массового застраивать  для жилья .

  На Пороховском кладбище - братские могилы советских воинов и ленинградцев, павших в Великой Отечественной войне. Название сохранилось в наименовании железнодорожной станции Ржевка ( правда со строительством КАДа станции как таковой нет - снесли старый вокзал), Ржевских площади и улицы.
       Источник: Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
. 1992.

 От железнодорожной станции берёт начало мемориальная трасса Ржевский коридор — памятник Героической обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Это не просто слова. Это корридор жизни. Трагическое и героическое название.

 Мука от Ржевки на хлебозавод (1942)
Мука от Ржевки на хлебозавод (1942)

 Трасса проходит по району Ржевка — Пороховые от железнодорожной станции Ржевка по Рябовскому шоссе и шоссе Революции. В годы Великой Отечественной войны это был прифронтовой район. Здесь не было боевых действий, но эта территория ожесточённо обстреливалась. 29 марта 1942 года бомбовым ударом здание вокзала было уничтожено. Район «Ржевского коридора» был одной из главных мишеней противника, так как это конечный отрезок «Дороги жизни» — единственной транспортной магистрали, связывающей Ленинград со страной с сентября 1941 по март 1943.

Фото - Фёдор Гусляров  2010.

По этому коридору в осаждённый город были доставлены сотни тысяч тонн продовольствия, медикаментов и боеприпасов. По этому пути было вывезено на «большую землю» более миллиона измождённых ленинградцев. На углу Большеохтинского проспекта и шоссе Революции находился его первый регулировочный пункт.

Хлебозавод начал свою работу  с маленькой пекарни,  которая открылась в 1928 году.  

 Фото 7.06.2010 (Виктор М)

В новых корпусах  Механического завода Ивана Титовича Титова (толковый был малый в 23 уже владелец заводика). Механический завод появился на этом месте в 1871, по отчетам фабричных инспекторов 1880-х строения завода каменные. Уже тогда завод занимался почти исключительно заказами ГАУ - в основном, производством снарядов и небольшими мехработами для Охтенского порохового завода. На январь 1904 - на заводе работало 210 чел. Вполне возможно, что каменные корпуса 1880-х годов постройки не сохранились, а существующие построены в1907 и 1911 годах.
 Дедуля говорил что в семье произошла сильная склока. И кто то кого то выгнал из-за неугодного брака (Хотя может это просто сказка для маленькой романтичной девочки). В общем в конечном итоге остались лишь полунамёки, полуслова о прошлом семьи.
Титов Иван Титович. 1848 -1891. Владелец механической мастерской на Пороховых. Купец.   Захоронен на Пороховском  кладбище Санкт-Петербурга
Надгробие ТИТОВ Иван Титович. 1848-1891. Владелец механической мастерской на Пороховых. Купец.

Вот так мы начали и закончили пращуром моего деда.
 
Если будет интересно более углубиться в историю района настоятельно советую почитать экскурсии Натальи Столбовой .

Часть № 1
Часть № 2
Часть № 3
Часть № 4
Часть № 5

Tags: Питер, история, личное, путевые заметки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments