?

Log in

No account? Create an account

Предыдущие записи | Следующие записи

Написав текст для поста о Russian Railway Travel, всё стёрла и решила, что о выставке в музее расскажу потом.
Сейчас хочется рассказать об одном строении в уездном городе Серпухов,о филиале музея.. О церкви старообрядцев безпоповцев-федосеевцев. Длинное название тьму вопросов породило. Кто такие безпоповцы, почему у них церковь есть если они безпоповцы. И при чём тут федоесевцы и кто они вообще.



По порядку.. Безпоповцы - одна из двух главных ветвей раскола старообрядчества, называющаяся так потому, что ее последователи не приемлют священства, а именно попов. Начало старообрядцы-безпоповцы берут в 1650-1660-х годах, с никоновских реформ. Реформация церкви проходила жестоко, с насилием, потому раскол русской церкви станет одной из самых страшных и кровавых страниц российской истории. Помните картину "Боярыня Морозова"? Боярыня была как раз из староверов. Из тех кто отказался переходить под новые каноны, за что и пострадала. Там очень интересная история и закулисная игра но сегодня не о ней. Будет интересно расскажу и о ней.



Сегодня у нас другая история. Итак, с безпоповщиной разбираемся. Случилось так что не смирившись с новой трактовкой вероисповедания и с  расправами православные христиане появились на северо-западе Руси, то есть там, где изначально были часовенные приходы, а не церковные. Батюшка раз в год навестит приход, отслужит требуемые службы да венчания, в остальное время в часовне молились самостоятельно… Но со временем не осталось ни одного священника древлеправославной Церкви Христовой, посему некому больше причащать, вести богослужение и венчать. Часть этих христиан решила: мы находимся в нужде и гонении, незримо пришел в этот мир антихрист, воцарился в церкви, в государстве, не сегодня, завтра наступит конец света, страшный суд; попов, которые молились за наши грехи, — нет, а посему будем спасаться, как сможем. Так и возникло одно из направлений старообрядцев-безпоповцев.
Но тут старообрядство-безпоповство принимает еще более радикальное направление — христиане отрицают молитву за власть и отказываются от венчания, ибо по их версии вся власть от антихриста, а венчать могут только священники древлеправославной церкви, а таковые уже почили. Основатель сего учения был глубоко начитанный человек Феодосий Васильев, являющийся дьячком одного из новгородских погостов. Его учением охвачены не только низшие классы народа, но и дворяне.  Вот и с федосеевцами разобрались.

Вроде бы с вопросами разобрались. Теперь о людях.


Вид Преображенского кладбища (через Хапиловский пруд). Москва, 1886 г.

Строгость и жесткая дисциплина в общине влияла на формирование сильных характеров ее членов. Поэтому среди них было много успешных купцов и фабрикантов. Среди них как раз и были Мараевы Мефодий Васильвич  и его супруга Анна Васильевна, которые являлась прихожанами Преображенской старообрядческой общины в Москве.


Мефодий Васильевич и Анна Васильевна

Кстати,эта община, центр которой и находился на Преображенском кладбище, вела большую просветительскую деятельность, занимаясь книгопечатанием. Здесь были самые авторитетные и влиятельные наставники, потому приход владел большим количеством капитала.
Община поддерживала своих прихожан, даже давала беспроцентную ссуду для начинающих купцов и мануфактурщиков. Возможно именно поэтому, дабы открыть свое дело, родители Анны Васильевны Мараевой, в девичестве Никитиной, и сменили вероисповедание. Во всяком случае, бывшие крестьяне Никитины из Калужской губернии вскоре станут зажиточными купцами.



Позже судьба сыграет с Анной Васильевной злую шутку: рано овдовев с восемью детьми на руках, на протяжении десятка лет она будет бороться в судах за право на наследство мужа, с которым она, являясь последовательницей федосеевского толка, не была венчана.

К чему я об Анне Васильевне завела речь? Всё просто: именно на её средства в Серпухове построен в 1910 году выстроена церковь на её земле при мануфактуре. После выхода манифеста Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». До этого молельня был организована в доме купцов, аккурат там где сейчас у музея выставлена коллекция минералов. Было это потому что законодательством сооружение таких старообрядческих церквей запрещалось. Только можно было сделать молитвенный дом, который снаружи не должен был напоминать церковь. Единственное, что допускалось в этом случае: над входом можно повесить крестик или металлическую иконку.

Но почему на слезах? И тут всё ясно.



Предание гласит, что часть средств на строительство храма, составляет приданое дочери Анны Васильевны, Анфисы Мараевой, которая погибла в следствии травмы, полученной во время занятий по верховой езде. Именно тогда Анна Васильевна, расценив эту трагедию как Божию кару, задумывается о строительстве храма в Заборье. Дело в том, что на последнем Соборе старообрядцев, где строго осуждали современные правила поведения девиц, которые стали увлекаться танцами и верховой ездой, было принято решение, что тех жен, которые пляшут и скачут, от церковного общения отлучить. Анна Мараева горячо любила своих детей. Она им дала прекрасное образование, воспитание, и, наверное, делала некие послабления. И стараясь даже после ухода дать им всё что может, взялась за это строительство дабы облегчить пребывание дочери в другом мире. А может из чувства вины... Сейчас не узнаем, а результат наблюдать можем.



С 1912 по настоящее время, на одном из аналоев находится икона Святой мученицы Анфисы, небесной покровительницы Анфисы Мефодиевны Мараевой. Всего в Покровском храме насчитывается порядка 700 памятников, и что самое ценное — все они остались нетронутыми ни революцией, ни временем. В 1988 году церковь передана Серпуховскому историко-художественному музею. Внутри здания представлен полностью сохранившийся старинный иконостас.


Старший сын Анны Васильевны Константин Мефодиевич Мараев был назначен председателем общины. Автором проекта храма был известный в ту пору московский архитектор М.Г. Пиотрович, который не только сделал план, но и надзирал за строительством.
Здание выстроено на совесть. И до сих пор нет проседаний или ещё каких огрехов. И плитка на полу до сих пор та.. немецкая настоящая мехтлакская.




Последние записи в журнале

  • Подумалось, вспомнилось..

    Конечно девчачьи. Возраст девочки написан не в паспорте. Хотя и мальчиков тоже. Но девочки как то по другому временному живут измерению. Ну да это…

  • Коммунизм на даче.

    Так как мадам Доронина очень настроенческий человек, то я не пошла во МХАТ. Чему несказанна рада. Во-первых, мне не надо писать по обязательности…

  • 42 сезон прошу считать открытым :)

    А почему нет? Как там у великого и неповторимого ? Весь мир театр. В нем женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И…

Комментарии

( 4 комментария — Оставить комментарий )
astoa
28 окт, 2018 20:50 (UTC)
Спасибо. Интересный рассказ.

Немного непонятной осталась логика: зачем же было строить именно храм, если вера - безпоповская, т. е. в храме заведомо не предполагалось совершение никаких таинств?
tina_luchina
28 окт, 2018 21:04 (UTC)
:) Ну ... они же сами то молитвы не забыли. Читают сами, поют псалмы, ну или что там положено петь. Как бы..дань господу вот в таком варианте.
tanafi
30 окт, 2018 11:58 (UTC)
Выглядит все хорошо, запущенности нет
tina_luchina
30 окт, 2018 12:47 (UTC)
Конечно нет. Храм то под присмотром. И не государства.
( 4 комментария — Оставить комментарий )


Метки

Читать на странице

Разработано LiveJournal.com